mat33: (Default)
Mat ([personal profile] mat33) wrote2008-11-03 12:49 pm

Пресс-офицер, представляющий несколько АЭС перед публикой

Все мы помним Мастера "разлива" раннего Риснвинда. Оглядываясь на те времена, невольно думаешь о том, как сильно, всё же, битие определяет сознание :lol:

Пратчетт времён жестоких тупых тиранов и их бесчеловечных визирей - заговорщиков и садистов, явно сложился именно как "Пресс-офицер, представляющий несколько АЭС перед публикой". Мир для него - "хрупок, неверен и тонок" (с) Макаревич. Мы живём на тонком льду, пока очередная авария на АЭС не окажется, наконец, чем-то - что уже невозможно и бессмысленно пытаться не только скрывать, но и приукрашивать.

Мир Диска рождался в муках - и жил от конца света к концу света. Причём, не вполне ясно было не только, как его спасать - не вполне ясно было и что и ради чего в нём спасать. Но если одному простому... Ринсвинду (Морту, Смерти, этсетера) всё же приходила в голову такая "блажь" - значит мир ещё стоил того, чтобы жить - и имел некоторые, пусть и совершенно нелогичные (рояль в кустах, Азраил - в небесах O:-) ) шансы.

Шли годы. Жизнь писателя становилась благополучной ровно настолько, насколько может быть благополучной жизнь смертного человека. Мудрел Патриций :D Из жалко-героических "ментов поганых" - эволюционировала эдакая идеализированная служба охраны порядка и даже - короны :ROFL:

Был написан Моист фон Липвиг, включающий в себя и некоторые авторские черты - пусть и несколько поверхностно (ситуационно) и идеализированно. Мастер осудил тех, кто, на первый взгля, ничего страшного может и не делают - но едят свой хлеб за счёт того, что дурят почтенную публику (а значит, в какой-то мере - и простых пресс-офицеров АЭС - осудил). Заметив, однако, что такой таллант и энергию - вполне возможно использовать в мирных целях (что и подтверждает его собственная... карьера).

И вот, мы пришли к Нации (Атлантиде)

Здесь, самое очевидное "альтер эго" писателя - подкаблучник и трудоголик, лорд и сто затёртый по очереди наследник престола. Богач, министр, губернатор. И человек, которого, порой, бывает жалко до слёз - хоть в чём-то он, конечно, жалок. Но человека, как выясняется ближе к эпилогу - далеко не безнадёжного. Да, трудяга-подкаблучник. Но он же - вечный резерв Нации, при случае - её последняя надежда.

Хотя, нелишне отметить, точно таким же резервом и последней надеждой был и неграмотный голенький мальчишка-дикарь. Ещё один "осколок" писателя, который хорошо помнит, что он - хоть и не последний из англичан - но, вроде, не тысячный в линии лордов :)

Скрытый юмором всех сортов и оттенков (от "дубиной по черепу" и до тончайшего) трагизм мировосприятия писателя - никуда, естественно, не ушёл. Мир - всё так же хрупок. И - всё такое же - по большей части - ... сырьё. Но вот взгляд на то, отчего стоит жить - Миру, Нации, Человеку - разительно изменился. Пратчетт - принял-таки многие консервативные ценности - пусть и переосмыслив их, в своей обычной манере.

Мы живём - не в вакууме. За нашей спиной - "гордое наследие". Типично консервативная ценность. Вот только, Пратчетт не забывает, что по большей части - это наследие бесконечного унылого людоедства, отравление дядюшек в борьбе за власть, фигурально выражаясь. И профиль британского премьера, в этом смысле - ни чем не отличается от профиля "премьера" каннибалов. Хоть в анфас и наблюдается некоторый лоск цивилизации.

Но Мастер призывает нас - самим выбирать, что из наследия предков стоит нести вперёд, в будущее. Наше наследие - не двоюродный братишка, "выбравший каннибализм". Наше наследие - тот дедушка, который этого выбора не разделил. Наше наследие - не тысячи поколений тьмы, но сверкнувшая за ними искра света. Пусть это - какая-нибудь полумифическая Атлантида.